Опубликовано

Колесо сансары в буддизме — это совокупность всех миров, находящихся в постоянном движении и трансформации, ничто в них не является постоянным и незыблемым.

Истолковывая колесо сансары, мы не раз упоминали о карме. Что такое карма? Это любое действие человека, которое неизбежно несет за собой определенные последствия. Грубо говоря, один оборот самсары можно толковать как появление вселенной (или нескольких вселенных), момент стабильности, момент угасания и полной смерти. Понятие сансары можно озвучить как непрекращающийся круговорот рождений и смертей живых существ во всех проявленных мирах Вселенной. Если переводить слово «сансара» дословно, то оно означает «скитание, длящееся вечно».

Согласно некоторым учениям человек может перерождаться только в человеческом теле, согласно другим в круговороте рождений-смертей участвуют животные, растения и даже минералы. Понятие сансары тесно связано с понятием кармы, представляющей собой причинно-следственный закон нашей вселенной. Все проявления воли живых существ формируют его карму. Второй аспект: карма есть закон причинно-следственной связи, пронизывающий все явления сансары. Карма как закон причинно-следственных связей является основополагающей концепцией в буддизме, объясняющей механизмы процессов рождения и смерти, а также путей прерывания этого круговорота. Если рассматривать карму с этой позиции, то можно дать несколько классификаций.

Чтобы полностью осознать масштаб первой благородной истины о страдании, требуется увидеть не этот единичный фрагмент, а большую часть сансары. В Ассу сутте Будда утверждает, что по мере блуждания в сансаре мы пролили слёз больше, чем воды в четырёх океанах. Познав истинную сущность сансары, он не только открыл заново все законы кармы, но и нашёл способ разорвать круг перерождений. Сансарические миры полны страданий, и главная цель любого существа – выйти из колеса и прервать цепь перерождений. Именно ей может окончиться цепь перерождений. Родиться в облике человека, можно считать положительным, так как только люди могут достичь нирваны. Достичь нирваны в состоянии только люди, поэтому рождение в облике человека считается особенно благоприятным (хотя жизнь богов кажется более счастливой).

О феномене реинкарнации ведётся много споров. Наиболее часто реинкарнация упоминается в индуизме. Согласно буддийскому учению, круговорот рождения и смерти составляет основу изменчивой сансары, никто не обладает абсолютным бессмертием, и никто не живёт единожды.

В большинстве религиозных традиций и философских школ сансару принято рассматривать как неблагоприятное положение, из которого необходимо выбраться. Находясь в сетях сансары, душа пребывает в невежестве, заставляющем ее принимать временный иллюзорный мир за истинную реальность. Существует несколько вариантов объяснения работы кармических реакций в цикле сансары. В буддизме, примерами джатисмары являются истории Джатаки, в которых Будда (основатель буддизма Сиддхарта Гаутама) рассказывает о своих прошлых воплощениях. Каждая из этих религиозных традиций даёт свои интерпретации понятия сансары. Стадия конечного освобождения из цикла сансары называется в индуизме по разному: мокша, мукти, нирвана или махасамадхи.

Идея сансары и её преодоления, выхода из цепи существований занимает центральное место в ряде этико-религиозных систем, созданных в Индии (в индуизме, джайнизме, буддизме). Важными элементами в понимании концепции сансары является знание о шести мирах, осознание цикличности бытия и достижение просветления (состояния будды). Символическое изображение сансары как проявленной жизни во всех ее фазах между рождением и смертью описывается следующим образом. Выход из перерождений обеспечивает дхарма , т. е. выполнение обязанностей, налагаемых на человека религией. Только она может дать лучшее перерождение и спасение . С., возлагая ответственность за соц. зло на самого человека, оправдывает условия его существования. Викарма становится причиной перерождения в нижних мирах, страданий, отсутствия возможности к саморазвитию.

Таким образом, карма определяет, в каком из шести миров Сансары душа воплотится в каждой из следующих жизней – в аду, в мире людей или животных, духов, богов или полубогов. Цепь перерождений является безначальной, но она может иметь конец, которым и служит нирвана. Вот по этой ссылке есть описание Сансары, синоним Самсара. Самсара — Samsara проистечение , мировой поток жизни. Пракрити в её проявлении. Пуруша, попав в этот поток, уносится им до тех пор, пока у него не появятся сила и желание выбраться из потока на тот берег . Сказано, что мудрые переплывают С. на корабле… … Бхагавадгита.

В буддийских религиозно-мифологических представлениях сансара обозначает бытие, которое неизбежно связано со страданиями и перерождениями живых существ. Сансара противопоставляется нирване. Сансара нужна для того, чтобы с ее помощью достойные души могли достичь просветления и освобождения. Многие поколения мудрецов искали ответ на вопрос «Как разорвать колесо сансары?», но толкового способа не было, пока Гаутама Будда не достиг Просветления. Именно буддизм разработал чёткую концепцию сансары (Пратитья самутпада) и представил её как отлаженный механизм причинно-следственных связей, основанных на принципах кармы и реинкарнации.

Колесо сансары – это полный цикл жизни человека, отражающий его страсти, грехи, жизненные ступени, карму и перевоплощения. Цель буддиста – жить так, чтобы оставлять как можно меньше кармических следов. Это значит, что его поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний.

Колесо сансары в буддизме играет огромную роль, составляя основу учения об освобождении. Учение об освобождении от круговорота рождений и смертей основано на четырёх утверждениях, называемых Благородными истинами, которые Будда Шакьямуни сформулировал после своего Просветления. Некоторые учёные считают, что сам Иисус рождался на земле до тридцати раз, прежде чем воплотиться в качестве миссии из Назарета. Согласно же индуистским и буддийским знаниям, душа попадает в Рай и Ад, но лишь на время, в соответствии с тяжестью совершённого греха или значимостью благой заслуги. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придется родиться в человеческом облике. Говорят, что когда жизнь божества благих миров подходит к концу, то оно испытывает страдания даже большие, чем испытывает умирающий человек, ибо понимает, каких наслаждений лишается.

что значит колесо сансары дало оборот в буддизме

Цель религии буддизма освободиться от своей кармы. Как выйти из сансары, на протяжении многих веков беспокоит не одно поколение буддистов. В индуизме состояние человека, достигшего освобождения, называется мокшей, а в буддизме – нирваной. Характерен образ переправы через океан сансары как метафорическое описание преодоления мирской суеты, спасения. Однако колесо сансары не является простой последовательностью жизней, а представлено в виде совокупностей миров, которые постоянно движутся и трансформируются. Одна прожитая жизнь из такой цепи – это лишь мизерная составляющая сансары.

Закон сансары (круговорот людей) – это по большому счету также и кармический закон, который определяет не только, как будет жить человек в этой жизни, но и что ему стоит ждать в перевоплощениях. Механизм такой называется бхавачакра.

Яма – бог смерти, выражает принцип всей кармы и крепко держит колесо сансары. Понятие сансары как таковой существовало в древней Индии в среде брахманов ещё до учения Будды Шакьямуни. Самое первое упоминание найдено в Упанишадах, где раскрываются законы и природа всего сущего. Попытки указать зародыши его уже в Ригведе малоубедительны.

На этом мы заканчиваем обсуждение самсары, а также круговорота событий. Теперь вы знаете, что такое колесо сансары, и как из него выйти, знакомы с влиянием кармы на дальнейшую судьбу души, а также с возможными последствиями. Карма накапливается, когда человек ведет праведную жизнь и творит добрые дела, и уменьшается от злых намерений и поступков. Цель спасения человека — освобождение от перерождений и достижение мокши (осознания душой того, что она — часть божеств, души) и нирваны. Положение, в котором оказывается живое существо в этой жизненной иерархии, зависит от качеств, приобретённых в прошлых воплощениях и является плодами кармы, которые индивид вынужден пожинать. Осознание четырёх Благородных истин открывает подлинный взгляд на сансару как на великую иллюзию, пронизанную непостоянством.

Получается, что употребляя выражение «колесо сансары дало оборот», мы говорим не о простой смене эпохи, а о чём-то более весомом. Таким образом одна жизнь в цепочке сансары является мизерным фрагментом.

Еще интересное: